Finpublic подготовила масштабный анализ рынка МФО. Подобное изучение рынка по традиции проводят раз в год. Поэтому сегодня есть возможность сравнить показатели МФО за последние годы, наблюдать динамику их роста и падения.
Исследование рынка МФО-2018 ставило своей целью проанализировать микрофинансовые организации с разных углов. Здесь были изучены финансовые показатели, популярность у заемщиков, стоимость продуктов и многое другое.
С точки зрения выручки уже много лет подряд на ведущих позициях остается компания «Быстроденьги». В этом исследовании, правда, компания уступила первое место ОТП Финанс, однако все равно показатели остаются достаточно сильными. На третьем месте расположился Moneyman – лидер рынка онлайн-кредитования.
Также Finpublic составила список сервисов по количеству посетителей их сайтов. Выяснилось, что чаще всего потенциальные заемщики заглядывают на сайт сервиса Екапуста. В августе 2018 года у официального сайта компании было более 1,5 млн просмотров. Следом идет компания Webbankir, замыкает тройку лидеров сайт компании Займер.
Надо отметить, что все эти компании и рейтингах за прошлые годы входили в десятку лучших. Меняются только позиции компаний. Например, в минувшем году у компании «Займер» было первое место, в 2016 году – шестое. Сервис Webbankir, получивший серебро в этом году, в минувшем – находился лишь на седьмой позиции. В 2016 году у сайта компании была девятая строчка рейтинга.
Здесь есть еще одно наблюдение. Постепенно растет количество просмотров сайтов МФО. Например, в 2016 году, ни у одной компании не было более 1 млн просмотров в месяц. В рейтинге этого года у 3 компаний наблюдается превышение данного рубежа. Все это говорит о повышении спроса на микрофинансовые услуги. Россияне распробовали преимущества онлайн-займов и готовы решать с их помощью возникающие проблемы.
Анализ компаний с точки зрения запросов в поисковиках в целом подтвердил ту картину, которую специалисты получили при изучении посещаемости сайтов МФО. В Яндексе чаще всего россияне вводили название компании Екапуста. На втором месте находится Webbankir, на третьем – Moneyman.
Среди способов получения заемных денег особенно выделяется беспроцентный займ на карту. У него практически нет конкурентов. Большинство заемщиков хотят именно таким способом получать деньги в онлайн-МФО, хотя в арсенале компаний есть и такие способы, как перевод денег на электронные кошельки, либо отправка средств с помощью систем денежных переводов.
Популярность займа на карту объясняется тем, что банковский пластик сегодня есть почти у каждого гражданина. На карты россияне получают зарплаты, пенсии, стипендии, а теперь и займы МФО.
Новым разделом исследования стал анализ жалоб россиян в отношении участников рынка. Судя по данным ЦБ, чаще всего россияне жалуются на банки. На них приходится больше половины всех поступающих регулятору обращений. Для сравнения, доля МФО и КПК в общем потоке жалоб невелика. К ним относится лишь 8% недовольных откликов.
У граждан сегодня почти не осталось поводов для жалоб в отношении МФО. Уровень ставок, максимальный размер задолженности по микрозаймам, величина штрафов и пени находятся под строгим контролем. Коллекторы следят за своим поведением, чтобы не лишиться права работать на рынке.