Продолжая процесс выдачи лицензий, Ростехнадзор рф одновременно предоставляет рынку возможность самостоятельного процесса формирования участниками системы отношений, включая законодательные инициативы и распоряжения. И хотя на то, что для многих отраслей промышленного производства, где есть наличие взрывоопасных или пожароопасных веществ, разрешение на применение Ростехнадзора является необходимостью безальтернативной, свои послабления бюрократических процедур без уменьшения нагрузки ответственности все равно имеются. Здесь могут выступить и саморегулируемые организации, разговоры вокруг которых привели к законодательному закреплению этих норм, и внутренние системы предписаний и контроля.
Изменилась, чувствуя дух времени, и ситуация с юридическими и консультативными структурами, которые помогают в оформление всех требуемых документов. Так, непрофессионалы и те, кто делал ставку на возможность больше личностного, чем законного, решения вопросов, понемногу ужимаются и уступают место тем, кто готов просто и эффективно, но полностью в соответствии со всеми требованиями предоставить необходимые лицензии, разрешения и прочую документацию. Компании поняли, что стоимость коррупционного решения на длительную перспективу мало что значит в условиях, когда чиновники меняются и предшественники не дают никаких гарантий нормальной работы с теми, кто их сменит. Отсюда и куча проблем, которые могут появится совершенно когда угодно и превратить многоразовые `дешевле и проще` в итоговые `и дороже, и сложнее`. Система же саморегулирования вообще предполагает отказ от излишних требований в отношении лицензий, в море которых уже начали путаться даже контролирующие органы.
Подчиненные законам рынка, компании, объединившиеся в СРО, сами заинтересованы в поддержании требуемого уровня собственной репутации, ведь в условиях конкуренции потеря таковой- это общая смерть в экономическом плане всех, кто попадает в черный список рынка. А анализировать активность самого рынка как следствие подобных действий пока не стоит: слишком малый срок прошел с момента активизации процессов, чтобы кто-то имел право рассуждать о масштабности последствий и вообще суммировать такие последствия. В конце концов, часто многие вещи предсказать нельзя - они сами всплывают в процессе работы и обнаруживаются уже пост фактум. И тем не менее, очередь желающих получить разрешение на применение Ростехнадзора не уменьшается и вряд ли уменьшится в будущем: слишком многие работают в сфере нефти и газа - и будут работать в этой сфере, а без пожароопасных и даже взрывоопасных материалов большая часть производств становится абсолютно немыслимой.
Так что говорить о том, что лицензирование вообще когда-либо сменится полностью системой внутренней регуляции - преждевременно. Но каждая компания, для которой названный вопрос актуален, обязана более четко следить за тем, что сегодня происходит на рынке в разрешительной сфере. Да и выбор нужного подрядчика для юридического и консультационного сопровождения никогда не помешает - по факту это всегда будет дешевле самостоятельных усилий. И уж конечно быстрее.