Воображение – это психический процесс, который состоит в создании в процессе мышления новых образов на основе прошлого опыта, полученного благодаря ощущениям, восприятию, памяти, представлению, речи.
Воображение – это создание нового в результате творческой переработки предшествующего опыта. Таким образом, процесс воображения обеспечивается участием всей познавательной сферы человека, которая позволяет ему получить опыт.
Воображение развивается в процессе решения задач, выполнения деятельности. Важно то, что, если исходные данные известны и достаточны, то процесс решения задачи осуществляется с помощью мышления, если же данных недостаточно, то действует воображение. Следовательно, развитое воображение способно составить хорошую службу своему владельцу. Оно помогает построить образ конечного результата деятельности, создать программу своего поведения, найти выход из проблемной и неопределенной ситуации.
Первые признаки воображения можно наблюдать у двухлетнего ребенка. Оно проявляется в том, что ребенок эмоционально реагирует на вещи, которые не происходят на самом деле, но о возможности наступления которых говорит другой человек. Например, мама говорит малышу: «Когда папа придет с работы, принесет тебе то, что ты любишь». Малыш оживляется и начинает представлять, пытаться угадать, что же принесет папа. Однако, он может представить только то, что ему уже приносили раньше, или то, о чем он сам просил, желая это иметь. Ничего другого ребенок до четырех лет вообразить не может, поскольку его воображение репродуктивное. После четырех лет развивается продуктивное воображение, которое дает возможность ребенку создавать новые образы.
Чтобы улучшить развитие воображения ребенка, рекомендуется воспользоваться следующими методами:
Развитие всех познавательных психических процессов. Поскольку воображение, как указывалось выше, связано со всеми остальными психическими процессами, их развитие напрямую ведет к развитию воображения. Советский психолог с мировым именем Л.С. Выготский подчеркивал особую роль речи в развитии воображения. Проводя исследования с детьми, которые имеют задержку речевого развития, он отметил и скудность их воображения.
Обучающие занятия. С целью развития воображения рекомендуются различные обучающие задания. Их можно посмотреть и бесплатно скачать здесь: https://childdevelop.ru/worksheets/tag-imagination-skills. За счет своей красочности и яркости, они привлекают внимание ребенка и желание ими заниматься. Так, играя, ребенок попутно развивает свое воображение и другие психические процессы (речь, мышление, внимание и прочее).
Продуктивная деятельность. В психологии издавна существует полученный в ходе теоретических и эмпирических исследований постулат: человек формируется в деятельности, в ней же развивается и проявляется. Но эта деятельность должна быть специально направленной на развитие тех или иных психических явлений. Например, чтобы научится рисовать, нужно рисовать, а не петь или заниматься спортом. Чтобы развивать воображение, нужно заниматься теми видами деятельности, которые этому процессу способствуют. Например: рисование, лепка, мозаика, изготовление поделок (на заданную или свободную тему), создание кратких сочинений, стишков или же их прослушивание, просмотр мультфильмов и фантастических фильмов для детей (знакомят малыша с разными образами, из которых можно потом составить что-то новенькое), игры, школьные занятия (если ребенок занимается ими самостоятельно, а не с помощью подсказок родителей, Интернета и прочее).
Знакомство с миром. Чтобы создавать новые образы, ребенок должен быть знаком со старыми. Чем более насыщенную разнообразными событиями, людьми, местами жизнь ведет ребенок, тем больший его опыт и, следовательно, тем больше у него ресурсов для творчества. Знакомя ребенка с миром вещей и явлений, рассказывайте, какие свойства они имеют, откуда возникают, с чем связаны, для чего нужны, как их можно использовать по прямому назначению, а также творчески. Например, покажите ребенку шляпу, объясните, для чего она нужна, как ее используют. Дальше попросите ребенка придумать, как еще ее можно использовать. Если малыш затрудняется, покажите пример: «В ней можно что-то хранить» и т.д.
Планы. Спрашивайте ребенка по поводу его планов. Например: «Что ты будешь делать сегодня в детском саду?», «Чем ты хотел бы заняться, когда мы поедем на море?». Вопросы такого рода стимулируют ребенка воображать то, о чем его спрашивают, а также учат строить планы на будущее, структурировать свое время, осознавать себя творцом своей судьбы. Эти способности очень пригодятся малышу во взрослой жизни.
Коллектив. Развитию воображения способствуют тесные контакты ребенка с другими людьми разного возраста. Здесь имеются в виду и его общение, и занятие общим делом. В процессе взаимодействия с другими, малыш подражает им, учиться фантазировать, видя, как это делают они.
Ознакомление с процессами построения новых образов.
Воображение обеспечивают некоторые процессы, с которыми можно ознакомить ребенка:
агглютинация – «склеивание», сочетание частей, свойств, которые в реальности не сочетаются (Русалка, Кентавр);
гиперболизация – увеличение предмета, усиление определенных его свойства (Шрек);
типизация – выделение существенного, того что повторяется в однородных явлениях, и воплощение этого в конкретном образе (старуха Шапокляк).
Ознакомьте ребенка с указанными и им подобными персонажами, объясняя, с помощью каких процессов создавался тот или иной образ. А потом попробуйте создать нечто подобное вместе с малышом. Например: «Нарисуй такое животное, которого не существует в мире, соединяя при этом несколько других животных вместе».