Ещё десятилетие назад шеринг-экономика была лишь теорией нового потребления — сам термин предложил профессор из Гарварда Лоуренс Лессиг, который в своей книге предположил, что интернет будет способствовать развитию "гибридной" экономики за счет нового уровня доверия между пользователями и общения онлайн. Теория стала практикой достаточно быстро: потребность в услугах и возможность её осуществить вскоре привели к выходу бартерных отношений и аренды на новый уровень — зачем покупать целую машину, если можно по надобности брать её в аренду? В итоге выигрывают все: и владелец ресурса, который получает доход, и пользователь услуги, которому не нужно приобретать в собственность дорогостоящую вещь.
Так что же такое шеринг-экономика
Сам термин происходит от английского слова «sharing» — шеринг, что означает «разделять, делиться» (наиболее употребимый вариант на Западе — sharing economy). Шеринг — это одновременно и тип потребления, и новая экономическая модель, основанная на простой идее совместного пользования на договорной основе. С одной стороны, в бартере или аренде нет ничего инновационного, но свой толчок к бизнес-развитию отрасль получила именно сейчас, с переходом в онлайн. Выход за пределы комиссионных магазинов и частных сделок дали старт бизнесу: появились сервисы предоставления услуг на основе шеринга, в том числе — площадки для поиска партнёров и предложений по взаимообмену. Постепенно отрасль покидает пределы C2C, то есть меняет модель «потребитель потребителю» на форматы B2C (бизнес потребителю) и B2B (бизнес бизнесу). Главная идея шеринга при этом сохраняется — оптимизация затрат и исключение физического посредника.
Виды шеринг-экономики: что уже есть
Несмотря на то, что основы шеринг-экономики более свойственны западным рыночным моделям (извлечение прибыли из простаивающих ресурсов), наибольшую поддержку шеринг-экономика получила в КНР, где идея совместного использования идеально подходит для социалистических векторов китайского общественного строя — ожидается, что к 2025 году шеринг составит 20% от ВВП Китая. Хорошо себя показывает и западный бизнес: Uber, Airbnb и Avito - лидеры отрасли. Сегодня можно выделить следующие направления наиболее активного развития этой отрасли экономики:
-
Каршеринг и аренда транспорта;
-
Кратко- и среднесрочная аренда недвижимости;
-
Взаимообмен потребительскими товарами и услугами;
-
Фудшеринг;
-
Медиашеринг (музыка, видео и прочее).
И если раньше шеринг-экономика преимущественно ориентировалась на B2C или C2C, то сейчас на рынок выходит B2B — шеринг средств производства между предпринимателями.
Почему шеринг — это выгодно?
В целом, темпы развития последних 20 лет отлично подходят для встраивания шеринговой схемы потребления в мировую экономику:
-
он направлен на снижение перепроизводства, так как один ресурс может быть использован сразу многими людьми;
-
это экологичное направление, позволяющее снизить количество вредных выбросов в атмосферу;
-
ненужный владельцу ресурс всё ещё может приносить доход, а не просто гнить в гараже или на складе.
Вполне логично, что к шеринговому потреблению стали присматриваться бизнесмены, имеющие простаивающие производственные мощности: ожидается, что следующим этапом развития экономики шеринга будет шеринг оборудования и услуг от бизнесмена к бизнесмену, что значительно упрощает жизнь малому бизнесу, избавляя его от необходимости закупать дорогостоящее оборудование.
Шеринг-сервисы для B2B — далёкое будущее или реальность?
Первыми шагами к созданию бизнес-шеринга можно назвать обычный прокат оборудования и онлайн-биржи фриланса. Прокат оборудования чаще всего происходит от определённой организации в определённой сфере: например, компания Inprokat предоставляет прокат строительного оборудования, поэтому если заказчику потребуются дополнительные услуги, то каждую из них ему придётся искать отдельно. Уже существуют и сервисы по обмену идеями (Quirky), при помощи которых также можно найти единомышленников или партнёров для создания бизнеса. Но, конечно, самый лучший вариант — это всё вместе, не так ли?
Business Sharing как сервис шеринга для B2B
Одной из таких платформ, направленных на объединение задач по поиску заказчика и исполнителя, и является Business Sharing Platform. Сервис, придуманный и созданный в России, предоставляет возможность размещать как предложения, так и запросы — здесь уже не так важно, из какой вы сферы, сервис позволяет работать как с производственными мощностями (например, конвейер или спецтехника), так и в сфере услуг (найти бухгалтера для проверки отчета или IT-специалиста, чтобы написать код). Организовать бизнес можно в любой точке мира — при желании с помощью платформы можно просто руководить процессом, совершая нужные сделки, а партнёрам остается лишь соблюдать договорённости. Как и в случае с прокатом оборудования, платить нужно будет только партнёру за его услуги — точно также, как и в работе с прокатчиком, физический и оплачиваемый посредник из цепочки исключается.
Партнёрство через шеринг-сервисы: преимущества и недостатки
Для владельца оборудования шеринг-сервис — это возможность иметь доход даже во время собственного простоя. Нередко бывает, что производитель не имеет возможности задействовать все производственные мощности под себя — с помощью шеринга эту проблему достаточно легко решить без потерь. Другой момент — отсутствие необходимости привлечения кого-либо ещё: всю деятельность можно вести на одной площадке в пределах личного кабинета, и не нужно постоянно проверять почту в страхе пропустить выгодное предложение. Для заказчика же плюсы очевидны: не нужно тратиться на дорогостоящее оборудование или заказ услуг у других фирм, когда можно взять оборудование в аренду или скооперироваться, существенно снизив затраты. Шеринг не зря называют «бизнесом на доверии»: из его недостатков — низкая защита от обмана, но сервисы стараются регулировать этот вопрос при помощи системы рейтинга и оценок.
Когда предпринимателю стоит обратиться к шеринговым сервисам?
На этот вопрос есть множество ответов:
-
Наличие простаивающего оборудования или низкая загрузка мощностей;
-
Возможность кооперации с целью оптимизации издержек;
-
Невозможность приобретения оборудования на оборотные средства;
-
Потребность в партнёрах из разных регионов;
-
Желание развить бизнес без значительных затрат и приобретения оборудования в собственность;
-
Экономия на бизнес-услугах (бухгалтерия, юристы, логистика)
При правильном подходе к шерингу предприниматель получает возможность выстроить цепочку бизнес-процессов без значительных затрат благодаря доверительному партнёрству (которое, впрочем, всегда лучше подкреплять юридически). Мир все чаще отказывается от владения, предпочитая пользование: не забывайте, что людям не всегда нужен молоток — иногда они просто хотят повесить картину на стену.