Колесные диски именно та часть автомобиля, которая больше всего страдает от контакта с дорогой. В настоящее время технологии изготовления автодисков позволяют уменьшить урон от попадания колес в ямы или от ударов о бордюры. Но чем лучше и сложнее эта технология, тем дороже изделие и тем выше в общем итоге стоимость автомашины на первичном рынке. Поэтому многие производители, для снижения начальной цены, включают в базовую комплектацию колеса со стальными штампованными дисками; особенно в случае с автомобилями эконом класса.
Впрочем, с точки зрения потребителя дело не ограничивается только снижением расходов. Данный тип колесных дисков обладает таким удобным качеством как высокая ремонтопригодность. Так что возможно успешно ремонтировать их даже если они сильно повреждены...
Стальной штампованный диск после восстановления
Технология изготовления
Процесс производства не очень сложен. Изделие состоит из двух частей: обода и центральной части, тарелки, изготавливаемых по отдельности из листовой стали штамповкой. В тарелке при штамповке образуют ребра жесткости и высверливают крепежные отверстия. Обод получают из листа штамповкой в несколько приемов таким образом, чтобы получился цилиндр. Затем эти части свариваются между собой.
До 80-х годов двадцатого века использовался, как правило, низколегированный металл марки Ст10 или Ст15. В настоящее время спектр исходного материала расширился и теперь применяют стали марок 08ГСЮТ(Ф), 07ГБЮ и некоторых других, в каких-то случаях применяются легированные стали. После штамповки и сварки, для защиты от коррозии, автодиски могут подвергаться электрофорезу. В конечном итоге их покрывают защитным лакокрасочным слоем.
Отличительные особенности
Стальные штампованные диски из-за используемого материала отличаются относительной мягкостью и пластичностью, при ударных нагрузках они гнутся, но не трескаются или ломаются, как литые. Еще одним плюсом является низкая цена. К сожалению, применяемая технология предопределяет и больший вес (такие изделия обычно существенно тяжелее легкосплавных), и большую подверженность коррозии при малейшем нарушении лакокрасочного слоя. Штамповки, по отзывам, не очень хорошо держат дорогу на высоких скоростях, хуже балансируются. Также их отличает довольно скучный дизайн, который, правда, можно улучшить при помощи колпаков.
Восстановление работоспособности
Отличительные свойства стальных штампованных дисков определяют обращение с ними. Рекомендуется достаточно часто проверять их общее состояние, стараться как можно раньше обнаруживать нарушение защитного слоя и появление деформаций, ведущих к ухудшению балансировки. А если повреждения замечены, то лучше, не откладывая, обратиться на станцию технического обслуживания: коррозия металла достаточно скоро начнет распространяться вглубь и вширь, а дисбаланс с каждой поездкой будет всё более или более разрушать подвеску.
На первом этапе восстановительных работ диск очищается от грязи и в пескоструйной установке с него снимается старая краска. При этом за счет работы пескоструйки устраняются мелкие царапины и повреждения. Наличие трещин говорит о разрыве металла и в этом случае стальной автодиск не подлежит ремонту.
Для устранения деформаций и нарушения геометрии применяют роликовые прокатные станки. Существуют два варианта действий:
- В первом случае прокатке подвергается всё изделие, при этом можно добиться довольно хорошей балансировки. Но при такой методике снимается часть наружного слоя металла, происходит его уплотнение. Внутренний слой не уплотняется и за счет этого может возникнуть напряжение материала, что, в свою очередь, впоследствии может привести к разрушению структуры и трещинам. Технология отработана хорошо, поэтому эта опасность в обычном случае не существует, однако даже теоретическая возможность её появления в некоторых ситуациях побуждает выбрать второй вариант.
- Во втором случае воздействию роликов подвергается только поврежденная часть обода. При этом структура материала изменится именно на обрабатываемом участке, что значительно уменьшает риск появления повреждений в дальнейшем. Минусом такого способа является затрудненная балансировка диска, но при определенном навыке и наличии необходимого качественного оборудования этот недостаток можно преодолеть.
На следующем этапе проводят восстановление лакокрасочного покрытия [ 1 ]. Наиболее качественным признается нанесение полимерного порошкового покрытия, обладающего отличной адгезией и прекрасным сопротивлением коррозии. При этом процессе используются специальные электростатические распылители, камеры полимеризации и сушки. Процедура покраски позволяет не только защитить штамповку от воздействия внешней среды, но и улучшить её дизайн, часто достаточно однообразный. По завершению реставрационных работ проводят окончательную балансировку диска и колеса в сборе.
[ 1 ] О покраске штампованных дисков подробнее ...
Надо помнить, что при всей ремонтопригодности штампованных стальных дисков, многократно подвергать их ремонтным работам не рекомендуется. Каждый ремонтный цикл ведет к уменьшению толщины бортов диска, напряжению металла и, соответственно, к увеличению вероятности его выхода из строя в будущем. При хорошем уходе и вовремя проведенных восстановительных работах штамповки могут прослужить верой и правдой достаточно долго, 5-6 лет не являются пределом.