EdTech (Education Technology) — это рынок, на котором создают образовательные продукты на базе инновационных технологий. Современные EdTech-системы используют в любых отраслях образования — от бизнес-курсов, как в Лайк Центре, до освоения новых профессий, как в «Яндекс.Практикуме».
Особенно остро их актуальность стала ощущаться после 2020-го, когда людям пришлось внедрять множество современных решений, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь. Например, получить новую удалённую профессию на курсах или пройти бизнес-обучение и вообще уйти из найма. Поговорим о последнем варианте — о бизнес-курсах в Лайк Центре!
С 2019-го в этой компании ученики работают на IT-платформе Toolbox, которая помогает отслеживать динамику и добиваться поставленных в начале курса целей. Эта технология сделала Like Центр лидером по бизнес-образованию среди российских EdTech-компаний!
Что такое EdTech: история и современные программы
Первые попытки привлечь технологии в образование предпринимались ещё в начале XX века. Одним из таких инновационных проектов стал аппарат для обучения бурению, который мог тестировать и оценивать ученика. Позже появились «умные» тренажеры-симуляторы, интерактивные TV-программы и прототип всего компьютерного обучения — система PLATO.
В современном понимании к EdTech относятся и гаджеты, и специальное программное обеспечение. Но чаще всего под Education Technology подразумевается онлайн-обучение с помощью компьютерных и мобильных приложений, в которых есть:
- базы данных;
- системы мониторинга и оценивания;
- инструменты самоорганизации и пр.
То есть на EdTech-платформах должен быть не только контент, но и методики, способы организации и контроль результатов.
EdTech в России: рейтинг образовательных компаний
В России сфера EdTech быстро набирают обороты — особенно с 2020-го, когда самоизоляция заставила всех адаптироваться и получать новые навыки онлайн. Это была мощная «волна», а цифровые образовательные продукты привлекли миллионы новых пользователей.
По итогам прошлого года компания Smart Ranking составила рейтинг крупнейших участников российского EdTech-рынка (на основе данных об их годовой выручке и её динамике). На первых местах оказались организации, которые занимаются многопрофильным образованием: SkyEng, Skillbox, «Учи.ру». 6-ю строчку занял Лайк Центр — продукты этой компании стали самыми востребованными из узконаправленных программ.
В конце I квартала 2021-го список обновился: Лайк Центр со своей платформой Toolbox поднялся на 5-ю позицию! А результаты исследования Smert Ranking были опубликованы на РБК.
Дополнительно в Smart Ranking составили топ фирм по выручке только от бизнес-курсов — Лайк Центр вышел на 1-е место, обогнав «Сколково», «Синергию», Skillbox и других крупных игроков.
По сути, обучение бизнесу в онлайн-формате начало формироваться в России только в 2020 году. До этого были популярны в основном «живые тренинги». А о том, как перенести их в цифровой формат, пришлось думать первопроходцам в сфере EdTech-бизнес-образования — Like Центру.
И всё же, по мнению Аяза Шабутдинова и других экспертов, обучение предпринимателей не может существовать исключительно в цифровом виде. Ведь оно подразумевает не только получение бизнес-навыков, но и формирование окружения из инвесторов, партнёров, потенциальных клиентов и сотрудников.
Поэтому сейчас большинство курсов Like Центра проходит в смешанном формате: лекции и задания — в онлайне, бизнес-встречи и неформальные мероприятия (праздники, обеды) — очно. С одной стороны, людям удобнее усваивать знания, когда под рукой есть интерактивная база данных, с другой — актуальным остаётся реальное общение с единомышленниками и нетворкинг.
Основатель и один из директоров Like Центра Аяз Шабутдинов отмечает:
«Обучение бизнес-навыкам — один из самых недооценённых секторов образования, в то же время у него огромный потенциал. Особенно сейчас, в эпоху экономической неопределённости, когда старые бизнес-модели уже не работают, а новым учиться негде».
Например, спрос на курсы MBA (подготовка менеджеров среднего и высшего звена), которые существуют уже больше 50 лет, в России почти не растёт. А объёмы рынка онлайн-образования в сфере бизнеса стабильно увеличиваются с 2016 года.
Серьёзной проблемой остается обучение начинающих и малых предпринимателей. Несмотря на то, что у этой аудитории больше всего вопросов касательно бизнеса (от оформления документов до настройки маркетинговой стратегии), многие привыкли решать проблемы методом проб и ошибок, а не прохождения курсов. Like Центр стремится разрушить эти стереотипы, и EdTech-инструменты могут сыграть в этом ключевую роль, ведь они значительно упрощают образовательный процесс!
Образование в Like Центре: EdTech-платформа и фокус на результат
В июне 2019-го в Like Центре появилась 1-я версия Toolbox — IT-платформы для бизнес-обучения. Изначально участники курсов могли вести отчётность или на платформе, или в таблицах (так как первая работала в тестовом режиме). Но уже тогда можно было отслеживать динамику выручки, тестировать гипотезы, считать unit-экономику и фиксировать процессы в CRM.
В 2020 году Like Центр усовершенствовал Toolbox: благодаря платформе была запущена адаптивная программа, которая соответствуют уровню студента. Новички стартуют с основ и учатся составлять отчётность, формировать и настраивать воронку продаж. На следующем уровне предпринимателей обучают аналитике, unit-экономике, подробно анализируется рынок и конкуренты.
На Toolbox участники курсов Like Центра фиксируют свои действия и результат, находя самые выгодные решения, а наиболее успешных могут видеть все участники платформы.
Теория здесь формируется из 2 блоков:
- Библиотека гипотез. Это опыт и знания предпринимателей в разных областях: трафик, продажи, команда, анализ конкурентов, инвестиции и пр.
- База знаний. Включает инструкции к бизнес-инструментам, записи мероприятий и выступлений, обучение от спикеров и т. д.
Кроме того, на платформе есть личный кабинет, где фиксируются цели на старте курса и результаты в динамике. Здесь же ученикам приходят задания, они их выполняют, получая обратную связь. Отдельные разделы выделены под бизнес-инструменты: по финансам, маркетингу, сотрудникам и инвесторам.
Таким образом, Toolbox от Like Центра — это не просто приложение, а целая экосистема, которая включает:
- LMS-платформу, на которой проходит обучение;
- программы для Web, iOS и Android;
- CRM;
- ERP-систему (для планирования ресурсов предприятия);
- ToolboxIS.
После анализа платформы Toolbox становится понятно, почему Like Центр занимает 1-е место среди частных компаний по бизнес-образованию — опыт сотен тысяч предпринимателей здесь упакован с помощью современных инструментов планирования и аналитики. А главное — в программе чётко обозначены цели обучения и сразу видны его результаты!