Бизнес-траектория российского инвестора Алексея Тайчера
Предприниматель Алексей Тайчер «вырастил» не один успешный бизнес и вывел на новый уровень несколько крупнейших российских компаний. В настоящее время руководит многопрофильной бизнес-структурой, которая занимается перевозками грузов, лизингом, горной добычей. Биография бизнесмена и самые значимые проекты — в материале.
Экономический профиль
Тайчер родился в 1979 году в Ленинграде. Получив аттестат, поступил на факультет экономики Петербургского государственного университета путей сообщения.
Работать начал еще во время учебы. В 1998 году 19-летний студент-экономист стал помощником финансового директора ЗАО «Евросиб СПБ», а через несколько лет — заместителем финдиректора.
В 2000 году Алексей Роменович окончил вуз — с красным дипломом. Кроме экономического образования, позже, в 2003-м, получил степень Master of Business Administration (MBA) в Международном институте менеджмента Санкт-Петербурга (IMISP).
Проекты в Москве
ЗАО «Евросиб СПБ» предприниматель посвятил пять лет, после чего в 2003 году уехал в Москву. На новом месте, в ООО «Концерн «Союзвнештранс», Тайчер занял руководящую должность и на протяжении двух лет занимался реорганизацией убыточных, проблемных активов предприятия. В это же время он разработал концепцию строительства логистического комплекса. Проект выкупил один из крупных банков. Тайчера пригласили реализовать его, но он предпочел другой вызов — от ОАО «РЖД». К 26 годам он уже обладал значительным опытом в бизнесе и менеджменте, в том числе антикризисном управлении, именно эти качества пригодились Алексею Роменовичу на посту советника первого вице-президента корпорации. На этом месте Тайчеру предстояло создать новую концепцию развития грузоперевозок в России, что и было сделано. В итоге документ утвердило Правительство РФ, и была поставлена новая задача: выделение из ОАО «РЖД» операторского бизнеса и создание крупнейшей грузовой компании. В результате реформирования монополии появилось ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК).
Он был назначен заместителем генерального директора организации. В этой должности проработал до 2012 года, «поставил компанию на рельсы», принимал участие в подготовке приватизации ПГК. Считается, что это была самая дорогая сделка в железнодорожной отрасли — ее стоимость составила 175 млрд рублей.
Вернулся к собственному бизнесу
В 2012 году Тайчер в партнерстве с АФК «Система» приватизировал железнодорожного оператора «СГ-Транс» за 22,7 млрд рублей (позже «Система» выйдет из числа владельцев компании). Покупка была осуществлена на кредитные средства — значительную часть профинансировал «Газпромбанк».
Эксперты отмечали, что сумма является завышенной. Но, по мнению Алексея Роменовича, это был многообещающий проект. Бизнесмен приложил немало усилий, чтобы раскрыть потенциал «СГ-Транс». За три года предприятие стало лидером в сфере транспортировки газов и нефтехимии. Сегодня компания продолжает развиваться, осваивает смежные сегменты. В ее структуре работают 10 дочерних предприятий, сеть ремонтно-испытательных пунктов (РИП) и центров предоставления услуг вагонного хозяйства. «СГ-Транс» признан лидером по перевозке сжиженных углеводородных газов. В апреле нынешнего года Аналитическое кредитное рейтинговое агентство присвоило частному оператору кредитный рейтинг «A+»(RU), прогноз — «стабильный», что говорит о сильных рыночных позициях.
В 2015-м Тайчер получил приглашение возглавить еще одно дочернее предприятие госкорпорации — АО «Федеральная грузовая компания». Грамотный антикризисный менеджмент приглашенного руководителя помог ФГК стать самой прибыльной структурой РЖД.
Сфера лизинга
В 2019 году с помощью заемных средств вместе с партнерами предприниматель приобрел лизинговую компанию ПАО «ТрансФин-М». Бывший владелец — один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов «Благосостояние» — продал актив за 32,6 млрд рублей, когда казалось, что этого уже не случится. Поиск покупателя занял у НПФ больше года — большинство интересантов, в том числе и крупнейшие банки, предлагали цену со значительным дисконтом, что не устраивало фонд. При этом для «Благосостояния» было критически важным выйти из состава акционеров ПАО «ТрансФин-М», чтобы выполнить требования Центробанка. Предложение Тайчера и партнеров оказалось как нельзя кстати и позволило НПФ успешно закрыть сделку.
С приходом Тайчера «ТрансФин-М» начал стремительно развиваться и расширять спектр лизинговых услуг. Сегодня компания располагает вагонным парком, морскими судами, авиатранспортом. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», «ТрансФин-М» занимает шестое место в рэнкинге по объему лизингового портфеля по итогам 2020 года. На 1 июля 2021-го его размер превысил 170 млрд рублей.
Многопрофильный бизнес
Вскоре на базе «ТрансФин-М» был создан ж/д оператор ООО «Атлант». В результате меньше, чем за два года новый оператор потеснил крупных участников рынка ж/д перевозок. В его собственности находится более 60 тысяч вагонов различного типа и назначения. Компания работает с широкой номенклатурой грузов: нефтехимия, стройматериалы, древесина и пищевая продукция. В 2021 году ООО «Атлант» вошло в топ-5 российских ж/д операторов.
В структуру «ТрансФин-М» также входит ООО «ТФМ-Спецтехника». Компания проводит полный комплекс работ на открытых горных месторождениях. Новости отрасли свидетельствуют о том, что «ТФМ-Спецтехника» — лидер в своем сегменте и работает с ведущими промышленными производствами: «Сибирский Антрацит», «Кузбассразрезуголь», «Мечел», Восточная горнорудная компания и пр.
В настоящее время деревянные окна производятся с соблюдением евростандартов, разработанных Институтом оконной техники, Розенхайм, Германия (Institut für Fenstertechnik e.V., Rosenheim, Deutschland)