Сегодня индивидуальные предприниматели в нашей стране сталкиваются с весьма сложными проблемами. В условиях быстро меняющейся среды бизнеса перед ними встают серьезные вызовы, которые осложняют ведение предпринимательской деятельности. Вместо возможности открыть новые предприятия, с каждым днем все более актуальной становится задача по закрытию уже существующих. Тем не менее, несмотря на внешние трудности, сфера малого бизнеса все еще обладает широким арсеналом инструментов для роста. В рамках данной статьи мы детально рассмотрим, как именно можно развивать малый бизнес в современных реалиях.
Когда и почему начался спад
Спад индивидуального предпринимательства в России начался в тяжелом пандемическом 2020 году, а в 2021-м эта тенденция усилилась в восемь раз, согласно данным экспертов Forbes, полученных на основе информации, предоставленной СПАРК-Интерфакс.
Только за первые семь месяцев 2021 года прекратили свою деятельность 576 000 индивидуальных предпринимателей, тогда как только 446 000 новых субъектов предпринимательства появились на рынке. Это привело к общему уменьшению числа ИП на 130 000, что составляет 4% от общего числа.
Ситуация продолжала ухудшаться и в 2022 году. В соответствии со статистическими данными, весной ежедневно прекращали свою деятельность почти 1000 компаний. Что касается цифр, предоставленных Федеральной налоговой службой за первое полугодие 2022 года, они оказались еще более удручающими: более чем 724 тысячи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закрыли свои двери. Это означает, что ежедневно рынок лишался около 4 тысяч субъектов предпринимательства. Эксперты считают, что к концу текущего года эти показатели могут увеличиться в пять раз, что подчеркивает серьезность ситуации.
Причины закрытия бизнеса
Фактически, существует три ключевых фактора, которые лежат в основе серьезных турбулентностей, испытываемых малым бизнесом в России. Эти факторы можно разбить на три категории: психоэмоциональные, финансовые и инструментальные, связанные с утратой традиционных рекламных платформ. В данной статье мы бы хотели сфокусироваться на инструментах, которые могут поддержать дальнейший рост малых предприятий.
В ходе многочисленные дискуссий в самых разных бизнес-изданиях постоянно обсуждается спад в сфере малого бизнеса, который связывается с ограниченными возможностями размещения рекламы на привычных интернет-платформах. Множество специалистов также связывают сокращение активности потребителей с уменьшением возможностей их доступа к привычным рекламным инструментам. Несомненно, это мнение обосновано, однако возникает вопрос: неужели в России не существует методик, способных существенно повысить эффективность рекламных кампаний, используя имеющиеся инструменты с тем, чтобы компенсировать сократившееся количество повышением качества?
Как повысить эффективность рекламных кампаний
Изучая вопрос повышения эффективности маркетинговых кампаний и успешные кейсы, которые могли бы быть применимы к сегодняшним реалиям, мы должны в первую очередь обратить внимание на исследования, посвященные рассмотрению наиболее интересных программ лояльности, благодаря которым рост выручки крупных компаний увеличивался в разы. Суть таких успешных программ лояльности заключалась в сегментации клиентской базы и персонализированном предложении покупателю.
Одно из самых интересных исследований в этой области посвящено программе лояльности компании "Башнефть", которую признали и оценили представители не только российского, но и международного бизнеса. Инновационный аспект этой программы заключается в том, что помимо традиционных параметров сегментации, таких как география покупок, пол, возраст, средний чек и другие, в ней использовались абсолютно новые для подобных программ факторы. К ним относились поведенческие шаблоны потребителя, интенсивность его покупательской активности и временные интервалы, в которые он наиболее активен.
Все специалисты отмечают, что данный подход очень эффективен и может сыграть важную роль в поддержке малого бизнеса. Однако, возникает вопрос о том, как перенести в эту сферу инструмент, изначально разработанный в рамках крупного бизнеса. С одной стороны, разработка и внедрение программ лояльности может оказаться затратным процессом. Но, с другой стороны, основные принципы и философию таких программ можно успешно адаптировать в бизнесе любого масштаба.
Программа лояльности для малого бизнеса
С целью более глубокого понимания данной проблематики, мы обратились к автору уникального метода сегментации, который лег в основу программы лояльности компании «Башнефть», опытному маркетологу, Анатолию Перегудину. Анатолий не только возглавлял процесс разработки программы, но и активно принимал участие в ее внедрении на практике. А после этого руководил внедрением программы лояльности, созданной на основе его модели, для сети продуктовых супермаркетов в Казахстане.
Анатолий изложил принципы стратегии, позволяющей адаптировать основные идеи его программ лояльности для малого бизнеса. Эти принципы уже использовались многими малыми предприятиями в России и за рубежом и показали свою практическую эффективность.
Шаг 1. В первую очередь, по заверению эксперта, любой бизнес нуждается в правильной сегментации клиентской базы, благодаря которой бизнес всегда знает, что предложить конкретной группе клиентов, для заметного повышения ее покупательской активности. Анатолий Перегудин рекомендует сегментировать клиентскую базу по следующим параметрам:
-
частота покупок,
-
география,
-
сезонность,
-
временные рамки покупок,
-
категории и сумма покупок,
-
частота участия в маркетинговых мероприятиях.
Шаг 2. Выбирайте эффективные каналы коммуникации с клиентами и отправляйте им предложения, соответствующие их сегментационной группе. Однородные предложения не принесут желаемых результатов.
Шаг 3. Не теряйте контакт с клиентом. Даже, если в течение последнего года, клиент не приобретал вашу продукцию или услугу, аккуратно напомните ему о себе специальным предложением.
Эти простые шаги помогут малому бизнесу не потерять лояльность клиентов, а также остаться на плаву в это непростое время.
В заключение, давайте подведем итог: сегодняшний малый бизнес в России действительно сталкивается с множеством сложностей. Однако он обладает неиссякаемым потенциалом для роста. Основываясь на передовых маркетинговых методиках и используя принципы успешных программ лояльности, небольшие предприятия могут уверенно идти вперед, добиваясь выдающихся результатов даже в современных реалиях.
автор: Екатерина Морозова