Удаленно работать над одним проектом не всегда просто. Могут возникнуть сложности с коммуникацией и пониманием. Существуют программы, которые помогают работать все еще удаленно, но коллективно. Одна из таких — Jira. КурсФайндер поможет разобраться в том, что это за программа, как в ней работать, и зачем вообще нужна.
Работать в Jira может быть непросто. Это серьезный и глубокий инструмент, подходит для многих задач в IT-сфере. Обучение будет большим плюсом. Мы подготовили самый полный каталог онлайн-курсов по использованию Jira и работе с задачами в ИТ: Курсы Jira. Пройдя обучение, вы сможете использовать все возможности программа и создавать действительно потрясающие, совместные проекты не выходя из дома.
Что такое Jira?
Jira — это программа-помощник для командной работы на «удаленке». Чаще всего, используется в ИТ-компаниях. Помогает решить задачи, справиться с проблемами, в режиме реального времени отслеживать изменения в продукте.
В утилите используется система канбан- и скран-досок. Это такие инструменты и механизмы работы с задачами. Рассмотрим подробнее.
Канбан-доска
Особый подход к работе с проектными задачами. Техника довольно старая, но все еще очень действенная. Была придумана еще в 1940-х годах. В чем суть? Каждой рабочей задаче присваивается свой статус. Он зависит от ее стадии. Канбан-доску можно настроить как угодно, но стандартная включает в себя три столбца, то есть три статуса задач:
-
Задачи, которые должны быть выполнены.
-
Задачи в работе.
-
Выполненные задачи. На доске они располагаются, если нужно отслеживать общий прогресс.
Что важно, доску можно менять любым способом. Изменять названия столбцов, добавлять, удалять, перемещать задачи и так далее. Можно настроить канбан именно под ваш рабочий проект.
Скрам-доска
Та же канбан-доска, но для разработчиков по Agile. Стандартно изменены колонки на две дополнительные: по отложенным делам (со сроками) и те, что на проверке. Хотя последние могут располагаться и в столбце «выполненные задачи». Скрам-доску тоже можно всячески видоизменять под себя.
Agile — это…
Затронули тему Agile, по которой строится скрам-доска. Расскажем чуть подробнее. Основное об этом подходе к работе:
-
крупные задачи делятся на несколько или много мелких;
-
каждая мелкая задача должна быть относительно легкой и быстрой;
-
спринты — периоды очень активной работы. Обычно это неделя.
Jira содержит скрам- и канбан-доски, чтобы помогать разработчикам, дизайнерам, тестировщикам и другим удаленным участникам работать над проектами. Правильно распределенные задачи, их отслеживание в реальном времени дисциплинирует и мотивирует.
Для чего используют Jira?
Jira можно использовать в самых разных целях при подготовке IT-продукта. Но все-таки ее интерфейс и инструменты больше подходят для разработчиков, программистов. Основные направления, в которых Jira будет полезной:
-
Организация и распределение задач в любом проекте.
-
Управление командой на удаленной работе.
-
Разработка программного обеспечения, его совершенствование, дополнение и так далее.
-
Задачная работа с маркетингом продукта.
-
Тестирование, поиск ошибок и их исправление.
Основная цель этой программы — сделать процесс разработки, совершенствования или исправления продукта удобным, практичным и быстроизменяющимся, адаптивным. Программа особенно удобна для тех, кто работает раздельно, но над одними продуктами.
Как работать в Jira: 6 шагов:
-
Скачать и открыть программу. Обязательно придется регистрироваться и создавать профиль. Можно через аккаунт Google или Apple, если сидите с него.
-
Выбрать «Create Project» («Создать Проект»).
-
Перед вами появится большой набор шаблонов досок со столбцами. Выбирайте либо первую, наиболее стандартную, либо ту, которая больше подходит под вашу работу. Не переживайте, в процессе колонки можно будет менять.
-
Пройдите или пропустите обучение по использованию досок и схемы Agile. Если вы первый раз сталкиваетесь с чем-то подобным, конечно, пройдите обучение. Также он будет встроен в интерфейс, будут всплывать подсказки и объяснения.
-
Выбрать «Create» - создание задачи.
-
Выбрать «Invite», чтобы пригласить других пользователей. Важно! Они должны тоже уже иметь профиль и скачанную программу.
Интерфейс Jira
На первый взгляд может показаться немного запутанным, но на самом деле все просто. Главная вкладка — это «Projects». В ней непосредственно хранятся созданные доски по проектам. Можно смотреть и активные доски, и те, что уже завершились. Автоматически разрабатывается аналитика по выполнению задач и прогрессу.
Также есть следующие важные окошки:
-
дашборды — аналитика по работе;
-
окно взаимодействия с коллегами — список, их активность и так далее;
-
окно приложений других компаний, интегрированные в Jira. По сути, встроенная реклама от партнеров программы, но может быть полезной.
Стилистику самих досок можно менять под свой вкус.
Задачи Jira
В Jira особое внимание уделяется рабочим задачам. В программе они называются «issues». В общем смысле, каждая задача — это определенная функция, ошибка, дело, которое должно быть выполнено или отслеживаться.
Спринт и весь рабочий процесс состоит из нескольких таких задач. Из-за этого работа над проектом включает в себя:
-
разделение задач на мелкие;
-
создание отдельных задач;
-
контроль;
-
выполнение задач;
-
анализ сроков и успешности выполнения задач;
-
изменение, дополнение;
-
завершение задач.
Задачи в Jira — основной элемент, с которым приходится работать. При этом совсем неважно, какая именно глобальная цель стоит перед разработчиками или другими ИТ-специалистами.
Типы задач
Чтобы работать с задачами было проще, в программе предусмотрены несколько типов. Мы уже говорили о них ранее. Стандартно разделяется на три или пять колонок. Разделение помогает фильтровать, следить и контролировать прогресс. В каждом из типов (столбцах) можно добавлять «подзадачи» - еще более мелкие задания. Настроить все под себя можно через вкладку «Project settings» («Настройки проекта»).
Атрибуты задач
Атрибуты — это различные параметры и характеристики рабочих задач. Мы уже говорили, что Jira много инструментов для управления и контроля issues. Вот некоторые из них:
-
Summary. Краткое описание конкретной issue. Создается самостоятельно и нужно для общего понимания, что за задача перед вами. Полезно, если их очень много.
-
Description. Расширенное описание конкретной issue. Нужно, чтобы подробно рассказать и напомнить о сути задачи. Опять же, пригодится в больших и длительных проектах.
-
Assignee. Коллега, который должен выполнить задачу. Если нужно, можно указывать для каждой задачи отдельно.
-
Labels. Дополнительные параметры, теги для фильтрации задач. Они не входят в содержание столбцов. Могут условно делить колонки.
-
Fix version. Версия изменения задачи.
-
Store point estimate. Вероятные затраты, необходимые для решения новой проблемы или выполнения функции.
-
Reporter. Коллега, который отвечает за выполнение конкретной задачи. Это может быть как сам исполнитель (Assignee), так и вышестоящий сотрудник.
-
Attachment. Приложение к задаче. Обычно это что-то, что должно помочь или является важным при выполнении задания: рисунок, аудиозапись, видео, документ и другое.
-
Linked issues. Связи данной задачи с другими, столбцами, проектами.
Настройка расписания в Jira (дорожная карта)
Отдельный раздел программы посвящен «Дорожной карте» проекта, то есть расписанию по достижению его цели. В этом разделе можно сформировать точный или примерный путь, по которому должны идти все сотрудники. Единица дорожной карты — «эпик». Он состоит из нескольких задач, которые обязательно связаны между собой. Обычно их довольно много в одном эпике. Например, эпик — создание фирменного стиля компании. В него будут входить такие задачи, как: поиск идентичности, разработка логотипа, подбор фирменных оттенков и прочее. Достичь одного эпика дорожной карты желательно за один спринт, то есть усиленную, но короткую работу (неделю). Иногда за несколько.
Визуально «дорожная карта» — это горизонтальная линия с последовательными эпиками. Финал линии — успешное завершение работы над продуктом. Указываются даты и сроки работы над каждым эпиком.
Другие полезные инструменты программы:
-
Reports. Вкладка с различными отчетами и аналитикой. Можно изучить 4 варианта.
-
Burnup report. Аналитика эффективности и продуктивности одного из спринтов в сравнении с общей работой команды. Помогает определить слабые и сильные места реализации проекта.
-
Sprint burndown chart. Аналитика, показывающая, сколько времени и трудовых ресурсов потребуется для завершения конкретного спринта и перехода к следующему. Может использоваться как графика прогноза сроков. Однако автоматически рассчитывает не всегда верно, важны постоянные изменения.
-
Velocity report. Аналитика, показывающие прогнозы продуктивности той же команды в отношении других спринтов или проектов. Для расчетов берутся данные прошлых работ с задачами. В основном дает прогноз на скорость и эффективность выполнения в рамках одного спринта.
-
Cumulative flow diagram. График изменения активных, необходимых к выполнению задач, с течением времени. Можно отследить, с какими задачами команда разбиралась дольше всего. Определяются проблемные участки работы. В дальнейшем стоит сделать упор на их исправлении, чтобы повысить продуктивность коллег.
Как эффективно использовать Jira в работе: 4 совета
Совет №1: Меньше крупных задач, больше мелких
В этой программе все строится на принципах Agile. Все крупные задачи нужно дробить. Причем дробить как можно мельче. Как определить, что задача «достойна» доски в Jira:
-
ее просто понять с первого прочтения;
-
она делается буквально в 1 — 2 шага;
-
выполняется одним сотрудником;
-
не требует длительного времени (идеально на одну задачу не больше 1 суток и меньше);
-
легко поддается фиксации;
-
просто проанализировать успех или промах.
Практика показывает, что чем мельче задачи, тем проще и быстрее с ними справляются работники. Здесь работает человеческий фактор: большие и сложные задания часто пугают, приступать к ним нет никакого желания. В итоге один сотрудник может просидеть над такой задачей неделю. Но если бы ее раздробили на мелкие задания и распределили их между коллегами, результат был бы готов в два счета.
Не бойтесь создавать кучу отдельных issues по разным столбцам. Интерфейс простой, запутаться в выполнении и отслеживания задач очень сложно.
Совет №2: Добавляйте описания и комментарии
Больше подробностей о каждой из issues. Чтобы дело пошло быстрее, нужно добавлять любую полезную информацию к задаче. Это касается и этапа ее создания, и последующей работы. Например, что стоит написать:
В общем, в описание добавляйте все, что посчитаете нужным. Лучше указать немного лишней информации, чем забыть или не использовать что-то нужное.
Совет №3: Записывайте все, что делаете
Совет в продолжение к предыдущему. Да, писать нужно буквально все. Это помогает систематизировать и разобраться с проблемой. Поможет и другим сотрудникам, если они позже займутся этой или подобной issue.
Здесь же стоит отметить удобную систему Jira, о которой еще не говорили. Используются логи и коммиты. Оба являются выгрузкой из истории действий. Например, вы поменяли оттенок логотипа на два тона светлее. Заметить это глазами довольно сложно, но все-таки дело важное. Лучше всего добавить память об этом действии в git-систему, зафиксируйте их.
Записывать прогресс и каждый свой шаг можно и вручную. Только это занимает больше времени и может быть менее удобно последователю. Лучше использовать git-систему.
Совет №4: Планируйте спринты заранее
Спринт — максимально быстрая и продуктивная работа. Коллегам нужно за неделю (или другой короткий срок) сконцентрироваться и выполнить все задачи. Но чтобы спринт стал полезным, а не просто стрессовым ужасом для сотрудников, нужно подойти к планированию с умом. На что стоит обратить внимание:
-
соотнести возможности сотрудников и сложность задач;
-
проанализировать, сколько времени уходило на подобные или те же задачи раньше;
-
проанализировать, какие проблемы встречались раньше в подобных обстоятельствах;
-
определить заранее, что нужно и можно оставить на следующий спринт;
-
правильно расставить приоритеты. Самые срочные и важные — в первый спринт. Остальные — потом или в обычном режиме.
Эффективный спринт — это разумный спринт, который учитывает реальные возможности IT-специалистов, время и прошлый опыт.
Jira — удобный и довольно простой инструмент для систематизации и дисциплины во время работы. Помогает контролировать прогресс, выполнять все в сроки, отслеживать трудности и решать их. Что важно, программа хорошо подстраивается под индивидуальные запросы и проекты. Максимально эффективна в IT-среде.