Пресс-служба hh.ru Северо-Запад, Мария Бузунова, 8 984 121 02 38,
m.buzunova@hh.ru, официальный тг-канал https://t.me/hh_northwest
Санкт-Петербург, ул. 6-я Красноармейская, 5-7, литера "А", оф. 401-402А, hh.ru
Профессия дальнобойщика оказалась одной из самых быстро стареющих и быстро растущей в зарплате в Татарстане
Казань, 2024 год - Аналитики hh.ru в рамках совместного исследования с компанией "АвтоГрузЭкс" ПЭК выяснили, что водители грузовых автомобилей оказались лидерами по доле возрастных работников, с одной стороны, а также лидируют по темпам роста зарплат в первом полугодии.
Сколько зарабатывает дальнобойщик?
Аналитика рынка труда показывает, что в 2024 году медианный уровень оплаты труда дальнобойщиков увеличился на 74% год к году, тогда как темпы роста зарплат в остальных профессиях выросли максимум на 60%. В этом году медианная зарплата в вакансиях для водителей грузовиков составила 131 тыс. руб. - по уровню оплаты труда данная категория сотрудников заняла 23 место среди 174 специальностей в России.
Между тем средняя зарплата дальнобойщика в Татарстане сейчас порядка 190 тыс. рублей и за год она выросла на 60 тыс.
Динамика зарплат дальнобойщиков в ПФО:
3 кв. 2024
3 кв. 2023
динамика за год
Республика Мордовия
185 000 ?
142 500 ?
42 500 ?
Кировская область
185 000 ?
112 000 ?
73 000 ?
Нижегородская область
185 000 ?
110 000 ?
75 000 ?
Оренбургская область
146 500 ?
130 000 ?
16 500 ?
Пензенская область
190 000 ?
125 000 ?
65 000 ?
Пермский край
180 000 ?
142 500 ?
37 500 ?
Республика Башкортостан
150 000 ?
130 000 ?
20 000 ?
Республика Марий Эл
190 000 ?
142 500 ?
47 500 ?
Республика Татарстан
190 000 ?
130 000 ?
60 000 ?
Самарская область
150 000 ?
115 000 ?
35 000 ?
Саратовская область
185 000 ?
140 000 ?
45 000 ?
Удмуртская Республика
185 000 ?
100 000 ?
85 000 ?
Ульяновская область
185 000 ?
125 000 ?
60 000 ?
Чувашская Республика
190 000 ?
113 500 ?
76 500 ?
При этом опрошенные hh.ru дальнобойщики могут похвастаться достаточно активным ростом реального дохода. Так, за два года уровень дохода почти половины опрошенных (46%) увеличился: у каждого третьего - в пределах 50%. О более высоком приросте рассказал каждый восьмой опрошенный (13%). У 35% участников опроса уровень дохода остался прежним, тогда как каждый пятый (19%) сообщил о его снижении.
Также летний опрос, проведенный службой исследований hh.ru среди дальнобойщиков, показал, что большинство из них хотели бы зарабатывать в 2-3 раза больше, чем среднестатистический россиянин. Так, 48% водителей грузовиков планируют получать 150-200 тыс. руб., 29% - 101-150 тыс. руб., 11% - от 200 тыс. руб. На доход свыше 100 тыс. руб. ориентируются преимущественно жители Москвы и Санкт-Петербурга (91% и 87% соответственно). Среди жителей прочих регионов таких работников меньше - 73%.
Кроме того, аналитика рынка показывает, что до конца этого года уровень оплаты труда водителей грузовиков может увеличиться на 10-30%, так как дефицит этой категории сотрудников обостряется и для привлечения кадров работодатели вынуждены все сильнее и сильнее поднимать возможный доход. Согласно данным "АвтоГрузЭкс", в январе-июне 2024 года наиболее острая нехватка работников наблюдалась в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Новосибирске.
Сколько лет среднестатистическому дальнобойщику и почему профессия быстро стареет?
Более того исследование hh.ru показывает, что на данный момент почти половина действующих водителей-дальнобойщиков (42%) имеет рабочий стаж более 10 лет. Из них 80% - в возрасте от 55 и старше. Молодые водители (в возрасте от 25 до 34) чаще работают меньше года и от года до трёх лет - по 26% в каждой группе.
Каждый четвертый дальнобойщик меняет работу один раз в 3-5 лет (26%), вплотную к ним идут те, кто делает это раз в 5-10 лет (22%). Вариант "один раз в 10-15 лет" чаще других выбирали водители в возрасте от 45 до 54 лет (22%).
"Перевозчики стараются привлечь новых и удержать действующих работников собственными силами, но этого недостаточно. За последние годы средний возраст водителя грузовика в России увеличился с 48 до 54 лет. Через пять лет, когда этот показатель окажется на предпенсионной отметке - 59 лет - большинство возрастных работников покинет профессию. В результате Россия столкнется с нехваткой транспортных средств для доставки грузов", - отмечает Вадим Филатов, президент "Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов".
По словам Вадима Филатов, молодежь редко приходит в профессию не только из-за падения ее престижа, но и также из-за высокой стоимости обучения, которая составляет в среднем 150 тыс. руб., а также длительного срока подготовки - до 1,5 лет.
Согласно данным "АвтоГрузЭкс", не хватает и автошкол, которые обучают водителей категории "СЕ" - их подготовкой занимаются менее половины площадок по всей стране. Большая часть действующих площадок готовят учеников на устаревших тягачах с прицепами, не обучают навыкам управления современной техникой, заполнению документов, не дают знаний в области крепления грузов. "Поэтому в первую очередь важно обновить технику, затем - запустить в автошколах обучение основам профессии "водитель-экспедитор". Необходимо снизить срок подготовки этой категории сотрудников в шесть раз - до трех месяцев, внедрив в программу сквозные модули", - отметил Вадим Филатов.
Обращаем ваше внимание: при использовании результатов данного исследования, ссылка на источник (для электронных изданий - гиперссылка на hh.ru) обязательна.
hh.ru - платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 335 тыс. компаний. Цель hh.ru - помогать компаниям находить сотрудников, а людям - работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит 69 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в середине 2024 г. составило 1,6 млн ежедневно. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников.