В наш век высоких технологий многие бизнес-процессы переносятся в интернет. Отправка отчётности в Государственную Налоговую Службу в электронном виде, выписка счетов и налоговых накладных, отправка платежей посредством интернет-банкинга - всё это достаточно сильно упрощает жизнь современных бизнесменов. Но ведь все эти документы необходимо заверять подписью уполномоченного лица. Именно поэтому коммерческие и государственные структуры, а также частные предприниматели сталкиваются с необходимостью предоставления электронной подписи. Что же она собой представляет и как её получить? Давайте разбираться.
Что такое ЭП (электронная подпись)
Электронная подпись является полноценным реквизитом электронного документа, аналогичным оригинальной подписи лица, уполномоченного заверять различные виды документации. До 01.06.20013 года она носила официальное название ЭЦП (Электронная Цифровая Подпись), многие до сих пор пользуются именно этой аббревиатурой. Создаётся ЭП методом криптографического преображения информационно значимых символов посредством закрытого ключа.
Где и как получить электронную подпись
Для получения ЭП как юр., так и физ. лицу необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр (УЦ) - специализированную организацию, которая обладает государственной лицензией, необходимой для выдачи ЭП. Сам же порядок её получения достаточно прост и состоит из трёх этапов:
подача заявки на получение ЭП;
проверка сотрудниками Удостоверяющего Центра достоверности предоставленной информации или подлинности учредительных документов (для юр. лиц);
генерация и выдача на спец. носителе закрытого ключа и его открытого аналога в электронном виде.
Также заказчику выдаётся электронный и бумажный сертификат, подтверждающий подлинность ЭП.
Какие цели достигаются с помощью электронной подписи
Её использование обеспечивает получение следующих гарантий.
Сохранность документа. При внесении непреднамеренных изменений или искажений в процессе пересылки электронная подпись аннулируется, т. к. строится на основании исходного вида документации, а значит, и соответствует исключительно ему.
Защита от подделки и контроль над несанкционированными изменениями. По описанным выше причинам, данные возможности полностью исключены.
Гарантированное определение подлинности документации. Согласно непреложному правилу закрытый ключ известен только его владельцу, поэтому отказаться от выполнения обязательств по подписанному документу он уже не сможет. И наоборот, благодаря ЭП владелец закрытого ключа гарантированно докажет его подлинность или своё авторство касательно поставленной подписи.