В апреле текущего года Банк России предложил к обсуждению экспертам микрофинансового рынка проект нового указания. Согласно этому документу микрофинансовые организации (МФО), занимающиеся предоставлением гражданам краткосрочных онлайн-займов, будут идентифицировать своих клиентов при помощи банков. На днях появилась новость о том, что Центробанк решил расширить список агентов идентификации небанковскими кредитными организациями (НКО), в число которых входят системы денежных переводов и электронных денег.
Будет ли процесс распознавания личности заемщика МФО через прочие финансовые институты добровольным правом или строгой обязанностью - пока неясно. Точно известно только то, что мелкие МФО будут не вправе пользоваться этой возможностью.
Сотни тысяч - впустую?
Казалось бы, переложить на плечи крупных игроков финансового рынка ответственность за установление личности заемщика - что может быть лучше для МФО? Однако компании, претендующие в будущем на статус микрофинансовых при разделении по капиталу, очень сдержанно отреагировали на это известие: они привыкли брать риски идентификации на себя. Представители Аналитического центра одной из них выразили уверенность, что и с банками, и с НКО потребуются новые договоры, ориентировочно - до 12 штук. Причем позаботиться о заключении их и установлении размера платы контрагенту следует уже сейчас.
Как сообщает `Коммерсант`, для банков будет приемлема плата в размере 3-7 рублей за идентификацию одного клиента. Однако лидеры отечественного онлайн-кредитования уже сейчас ежемесячно выдают займы несколькими десятками тысяч. `Из всех заявок, поданных на получение онлайн-займа, одобряется 10-15%, а идентифицировать нужно всех` - сказал недавно Андрей Паранич, заместитель директора СРО `МиР`. Исходя из этого, можно предположить, что к каждому лидеру рынка онлайн-МФО обращаются с заявками порядка 100 тыс.человек, на идентификацию которых потребуется в среднем до 1 млн. рублей ежемесячно, из которых оправданы будут лишь 150 тысяч.
Плата за защиту интересов
При этом пока остается большим вопросом, сколько за услуги идентификации запросят НКО. Предположение экспертов о возможности их бесплатного обслуживания МФО вряд ли имеют под собой почву: всем контрагентам, включая банки, понадобятся инвестиции для совершенствования программного обеспечения, которое должно давать реальный результат проверки круглосуточно и без сбоев - от него будут зависеть дорогостоящие риски кредитора.
`Как кредитор, мы заинтересованы в увеличении количества наших клиентов, однако не идентифицированных заемщиков мы обслуживать не будем, - сказал Сергей Седов, глава сервиса онлайн-займов `Робот Займер`. - Со стороны агентов идентификации мы ждем услуги такого качества, чтобы риски мошенничества с документами сводились к минимуму, и при этом не страдала скорость обслуживания. В целом мы склонны воспринимать новость как позитивную для рынка: с юридической точки зрения бизнес онлайн-микрофинансирования будет теперь защищен в большей степени`.
Но прежде всего, мера, конечно же, должна быть направлена по задумке контролирующих органов на защиту интересов кредиторов. Если процесс взаимодействия `МФО - Идентификатор` будет организован правильно, результат не заставит долго ждать себя: банки славятся заблаговременными тщательными проверками клиентов, а в НКО идентификация и вовсе может быть дополнена личной - в момент выдачи денег. В случае чего, интересы кредитора будут надежно защищены.