Не секрет, что Российская Федерация, благодаря своим немаленьким морским границам, является одним из крупнейших рыбодобытчиков в мире. Конечно до Индии, Индонезии и, тем более, до Китая нам очень далеко, но с другими лидерами мы вполне могли бы конкурировать, если бы не некоторые, давно всем известные проблемы.
В 2015 году были достигнуты очень не плохие результаты: 4,4 миллиона тонн биоресурсов пришли к нам из морской пучины. Если разделить это количество на население страны, выйдет примерно по 30 килограмм на душу в год. К сожалению, в этом же году среднедушевое потребление рыбы в России составило лишь 19 килограмм на человека, что на 3 килограмма меньше нормы, установленной Минздравом, и одно из основных препятствий в этом вопросе – это цены.
С учетом уровня инфляции, реальные доходы россиян снижаются, а прожиточный минимум растет. При таком раскладе, естественно, снижается уровень потребительской уверенности, и, не смотря на то, что потребительские расходы на продовольственные товары выросли и составили 38%, потреблять приходится меньше. Расходы на рыбную продукцию составили 2,13% от всех расходов (примерно 5,6% от расходов на продовольствие). Не то чтобы это было мало, но, например, на алкогольную продукцию у россиян уходит 4,73% (12,45%).
Действительно, цены на дары моря в нашей стране сильно завышены. Даже креветки, которые во всем мире считаются дешевым продуктом, стоят в российских магазинах дороже свинины – от 500 рублей за килограмм стандартных некрупных красных креветок, не говоря уже о королевских, которые стоят как мраморная говядина. Продукт, при том, полезнейший – мясо креветки почти полностью состоит из белка и почти не содержит жира. В химическом составе креветки содержатся такие элементы, как Омега 3, магний и кальций, калий и железо, фосфор и фтор, хром, йод, и многие другие.
Креветки, конечно, у нас почти не ловятся – порядка 12 тысяч тонн в год – не очень серьёзный показатель. Да и аквакультура у нас слабо развита, поэтому креветка к нам поступает из-за границы, в основном из Канады и Вьетнама. Вообще, в странах с развитой креветочной культурой, не смотря на свою дешевизну, креветка имеет коммерческий успех, ведь по современным технологиям можно получать урожай до 25 килограмм с кубометра воды!
От сегодняшних цен на лососевых вообще хочется плакать. Пока средства массовой информации трубят об успехах при лососёвом нересте, килограмм филе сёмги приближается к 1000 рублей.
Относительно основных объектов российского рыбного промысла: что сельдь, что минтай – 500 рублей за килограмм филе – устоявшаяся цена. В прошлом году добыли 1633,5 тысяч тонн минтая, что составляет почти 40% от общего улова 2015 года, а в этом году прогнозируют ещё больше. По состоянию на 18 сентября, сначала 2016 года выловлено 1444,7 тысяч тонн минтая, что на 4,4% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Положительная динамика на лицо, но на самом деле, она под серьёзной угрозой и естественно, речь о состоянии флота.
Помимо прочего, имеется проблема с качеством продукции. На наших траулерах-заводах всё оборудование помнит развал Советского Союза от начала перестройки. На мировой рыболовной арене есть два игрока, которые добывают 90% всего минтая – это Россия и США, и качество производимого ими филе кардинально отличается.
В США уже давно производство филе происходит в первую очередь на борту. Его там же складывают в формы, замораживают, режут на блоки и в таком виде отправляют на берег – ведь очевидно, что если рыбу сначала заморозить, она пару месяцев полежит на борту, сгрузить на берег, филе из неё будет уже несколько иного качества. Ниже цифры по России:
В 2015 году на российских судах было выпущено 1724,6 тысяч тонн рыбной продукции, за исключением сельди (в основном, конечно, минтай). Из этого количества, 1663,7 т.т. – рыба мороженная. Остальные 60,9 т.т. – рыбное филе. Вывод напрашивается сам собой. Конечно, 2016 этот показатель уже значительно улучшен – 87,59 т.т. филе по состоянию на 18 сентября, но, тем не менее, необходимо массово оснащать новые суда оборудованием для филетирования.
В общем, остается только надеяться, что и ОДУ и вылов будут планомерно расти, цены на водные биоресурсы поползут вниз, потребительская активность по отношению к этой полезнейшей продукции нормализуется, и население страны восполнит недостаток необходимых элементов.
Макс Фишман, главный редактор аналитического издания «ГДЕРЫБА?»