Новое слово «дедвейт» поразило рыболовную общественность
Наши рыболовные органы продолжают дорабатывать подзаконные акты, призванные контролировать распределение инвестиционных квот. Вопрос встал о расширении списка видов, квоты на которые будут выделяться под инвестиции. Изначально «квоты под киль» планировалось выделять под добычу лишь четырех видов рыб – это треска, пикша, сельдь и минтай.
Казалось бы, проект разрабатывается уже не первый год и всё уже давно должно быть согласовано и решено, однако постоянно возникают всё новые и новые инициативы, причем достаточно неожиданные. Вот недавно, к предлагаемому списку ВБР добавились другие виды морских обитателей, например, крабы. Спору нет, флот надо обновлять всем, и краболовам в том числе, но не создаст ли это губительную для отрасли очередь на верфях? Что, кстати, только часть последствий. Вторая половина – размытие самой идеи развития добычи массовой промышленной добычи основных видов рыбы как локомотива модернизации всей отрасли и источника поступления рыбы на стол гражданам, а денег от налоговых отчислений в карман государству.
Настоящей бомбой стало заявление вице-премьера Юрия ТРУТНЕВА, сделанное накануне Международного конгресса рыбаков во Владивостоке. Выступая перед журналистами после «рыбного совещания», на котором обсуждалось выполнение «рыбных» поручений президента, полпред заявил: «Те предложения, которые сегодня коллегами разработаны, скажу честно, сложные, забюрократизированные и не очень прозрачные. Уверен, механизм распределения квот под привлечение инвестиций заработает только тогда, когда он будет понятен и прозрачен. Поэтому договорились о том, что станем распределять инвестиционные квоты в зависимости от дедвейта строящегося рыболовецкого судна. Без навязывания рыбакам тех или иных типов судов».
Спорное заявление, прямо скажем - понятием «дедвейта» оперируют скорее транспортные компании и владельцы грузовых судов, для которых большой и пустой трюм – полезная площадь, позволяющая перевозить большее количество грузов, а в рыболовном промысле суда различают назначением, размерениями, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова, но не дедвейтом.
То есть, по факту, какая-нибудь относительно дешевая гигантская посудина с устаревшим оборудованием, или просто пустая внутри, транспортник, который будет расходовать безумное количество топлива, получит столько же квоты, сколько и современный траулер, который и рыбу ловит, и перерабатывает, и морозит? Просто, допустим, у них получится одинаковый дедвейт, только одно судно будет возить и сжигать топливо, а другое будет производить рыбную продукцию глубокой переработки.
Не исключено, что ответственные лица, которые готовили доклад вице-премьеру, матчасть, по крайней мере, рыболовную, не изучали. Такая система распределения может стать серьёзной преградой для модернизации судостроения, особенно учитывая менталитет некоторой прослойки наших граждан от рыболовства.
Успокаивает то, что всерьез никто о дедвейте пока не говорит. На заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, которое провел Аркадий Дворкович 18 октября, про дедвейт ничего сказано не было, или говорили, но шёпотом. Может, матчасть доучили, а может – поняли, что придется отвечать потом за отсутствие рыбы. Скорее всего, всё оставят по-старому: дедвейта как единицы измерения для выдачи квот не будет, квоты пойдут на суда и на переработку.
Список ВБР, конечно, будет расширен, но смириться с этим можно и нужно. Главное, не напутать с судами – по промышленным видам – крупнотоннажники, по «мелочи» - «мелочь». Ну, и очередь выстроить, с чем в стране всегда проблемы.
В общем, вокруг многострадального закона продолжает твориться сумятица. Помимо прочего, активно обсуждается инициатива введения утилизационного сбора, как стимуляции обновления флота. В итоге, законотворцы дорабатывают проекты нормативных правовых актов, чтобы внести их на рассмотрение в Правительство до 1 декабря. И хоть документы уже выложили на публичное обсуждение на госпортале, но чем нас удивят в финале – узнаем в декабре. А до тех пор можно только предполагать.
Макс Фишман. Главный редактор аналитического портала «ГдеРыба?»