В современном бизнесе практически не осталось таких направлений и ниш, где отсутствовала бы конкуренция. Не удивительно, что в подобных жестких условиях многие компании предпочитают концентрировать свои усилия на нескольких ключевых бизнес-процессах, а менее значимые процессы предавать на аутсорсинг - в управление внешним структурам, специализирующимся на выполнении именно этих функций.
Вот и в России аутсорсинг уже перестал быть предметом исключительно теоретических рассуждений и в последнее десятилетие стал всё чаще использоваться предприятиями для оптимизации своей деятельности. В нашей стране наиболее распространен аутсорсинг персонала, бухгалтерских услуг и так называемый IT-аутсорсинг.
Однако о каком бы виде услуг ни шла речь, зачастую всё сводится к привлечению специалистов, обладающих определенной квалификацией и способных решать поставленные перед ними задачи. Поэтому имеет смысл поговорить об аутсорсинге с точки зрения управления персоналом. Итак, когда, в каких ситуациях компании прибегают к использованию внешнего персонала?
Пожалуй, наибольшее распространение в нашей стране получил бухгалтерский аутсорсинг. И если раньше он использовался в основном иностранными компаниями, работающими в России, то в настоящее время даже предприятия малого и среднего бизнеса предпочитают передавать в управление внешней организации, как ведение бухгалтерского учета, так и составление и сдачу отчетности в налоговую службу.
В свою очередь IT-аутсорсинг можно смело назвать самым динамично развивающимся направлением на рынке труда. Этому есть довольно простое объяснение. Содержание полноценного штата сотрудников ИТ-отдела удовольствие не из дешевых, и не каждая компания может себе это позволить. Особенно учитывая тот факт, что в этой области наблюдается дефицит кадров и как следствие заработная плата высококвалифированных специалистов в этой сфере постоянно увеличивается.
Это особенно актуально для молодых компаний и различных стартапов, которые вынуждены тратить ресурсы, на поиск штатных специалистов и создание стабильной информационной базы, что зачастую отнимает слишком много времени и сил, которые можно было потратить на развитие бизнеса.
Согласно последним данным Росстата, затраты компаний на информационные технологии находятся на втором месте после затрат на оплату труда работников. Именно желание снизить затраты в большинстве случаев и заставляет компании использовать временный персонал. Чаще всего к его услугам прибегают, когда предприятию на ограниченный период требуются дополнительные сотрудники, например запуск нового продукта или выполнение крупного заказа, при проведении различных рекламных кампаний - выставок, промоакций, концертов.
Если говорить конкретно о вакансиях, то можно выделить ряд категорий. Вакансии в сфере рекламы - промоутеры, мерчендайзеры, консультанты и личные помощники, требуются, когда речь идет о проведении выставки или конференции, о рекламе нового продукта или услуги. Вакансии на производстве - разнорабочие, грузчики, упаковщики привлекаются во время производственных пиков, при запуске нового оборудования, во время переезда офиса. Вакансии в сфере услуг и торговли - официанты, кассиры, бармены - незаменимы при проведении различных торжеств и случаях, когда по тем или иным причинам штатные сотрудники отсутствуют на рабочем месте.
Таким образом, аутсорсинг персонала является отличным инструментом, который позволяет не только гибко управлять численностью штатного персонала компании, но дает возможности расширить границы бизнеса, получить определенные конкурентные преимущества и занять лидирующие позиции на рынке.