Исследование рынка плит ОСП проводилось в рамках объединения рынков таких стран, как Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. Это обусловлено тем, что внутри объединения представленных стран товар может перемещаться свободно. Основные производства ориентированно-стружечных плит сконцентрированы в России и республике Беларусь. При этом, производственные мощности для республики Беларусь, где находится крупнейший производственный комплекс в Европе, явно избыточны и ориентированы на внешние рынки. Доминирующие положение на рынке стран ЕАЭС занимает группа Kronospan Holding East Limited.
Степень насыщения российского рынка
Спрос на древесные конструкционные плиты зависит от ряда важных факторов:
среднего дохода населения;
объемов жилищного строительства;
типа используемых строительных систем и технологий;
Сегодня рынки стран ЕАЭС являются умеренно насыщенными. Анализ показал, что уровень потребления плитных материалов значительно выше в тех государствах, где есть собственное производство и развитая строительная отрасль. Прогноз развития рынка плит ОСП говорит о том, что потенциал увеличения потребления конструкционных плит присутствует в РФ, РБ и РК. Остальные государства объединения обладают довольно низким потенциалом, в силу низкого платежеспособного спроса и небольшого населения. Некоторые цифры для сравнения, тысяча жителей Канады потребляет в среднем 165 кбм конструкционных плит, тысяча жителей Китая - 78 кбм, а в России этот показатель составляет всего 19 кбм.
Объем производства конструкционных плит в России
Анализ рынка плит ОСП за прошедший год показал, что общий объем производственных мощностей в России составляет 1,4 млн.кбм в год, однако полная загрузка производств до сих пор не достигнута. Введенные в последнее десятилетие производственные мощности ориентированы, прежде всего, на Центральный и Северо-Западный Федеральные округа и появление новых производств в других регионах существенно усилит конкуренцию на рынке.
Уже сегодня в России производится значительно больше конструкционных плит, чем потребляет внутренний рынок страны. Излишки продукции экспортируются, и на ряде целевых рынков выигрывают конкуренцию у продукции европейских и североамериканских производителей. Основным экспортным товаром остается фанера, а не ориентированно-стружечные плиты. По последним данным, более 66% от общего объема фанеры, выпускаемой на территории России, реализуется в последующем на внешних рынках. Если рассматривать ориентированно-стружечные плиты, то на экспорт идет только 10%, так как эта продукция широко востребованна на внутреннем рынке, прежде всего, в каркасно-панельном строительстве и при возведении зданий и сооружений различного целевого назначения.
Сегодня предприятия в России и Беларуси, специализирующиеся на выпуске конструкционных плит, полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка ЕАЭС и активно завоевывают новые рынки зарубежом. Можно уверенно прогнозировать поступательное увеличение спроса на конструкционные плиты в рамках ЕАЭС и на внешнем рынке в среднесрочной перспективе. Наиболее востребованным типом древесных плит конструкционного назначения будут ориентированно-стружечные плиты, что определяется низкой ценой и универсальностью применения. Конкуренция между фанерой и ОСП сократит спрос на фанеру конструкционного назначения внутри страны и вынудит производителей этой группы фанеры частично переориентироваться на внешние рынки. На ближайшие годы планируется все большее насыщение рынка ЕАЭС продукцией собственного производства. Дефицит может наблюдаться на рубеже 2025-2030 гг., когда объемы строительства в России превысят 120 млн.кв.м. в год. Однако, уже сейчас есть инвестиционные проекты, которые ориентируются на дополнительно возникающий перспективный спрос.