Сегодня, на фоне экономического кризиса и в условиях санкционного давления, модернизация станочного парка является одним из ключевых условий сохранения и развития потенциала отечественной промышленности.
Об этом рассказал директор ульяновской производственной компании «ХАЛТЕК» Александр Храмов: «Независимо от того, как эксперты оценивают существующий уровень организации производства в России, заниматься техническим перевооружением российской промышленности необходимо. Существует, по крайней мере, 2 глобальные причины: во-первых, российские предприятия на 95 % оснащены устаревшим низкопроизводительным оборудованием, не позволяющим выпускать продукцию высокого качества в сжатые сроки. Во-вторых, очевиден существенный недостаток рабочей силы, согласной работать на старых станках. Заводам сегодня нужен прорыв, выраженный в высокой производительности и конкурентоспособной качестве. Это означает потребность в новых станках и, самое главное, персонале, обученном работать на таком оборудовании».
В «ХАЛТЕК» о модернизации производства и импортозамещении не только говорят – им активно занимаются и уже не первый год. На счету компании — множество реализованных проектов для вертолетостроительной и автомобильной отрасли, предприятий самолетостроения и других компаний.
Один из проектов был реализован и на Горьковском автомобильном заводе. Когда там начали выпускать автомобиль ГАЗель NEXT, то специалисты «ХАЛТЕК» два месяца круглосуточно изготавливали комплектующие для завода на собственной производственной базе в Ульяновске. Затем все производство было передано на ГАЗ, где было освоено местными инженерами.
Сегодня специалисты «ХАЛТЕК» принимают участие во вводе в строй новой производственной линии на заводе КАМАЗ. Халтековцы уже спроектировали, изготовили и собрали крепежную оснастку, разработали технологический процесс, выбрали режущий инструмент и режимы обработки, а также отработали процедуру производства деталей нового автомобильного моста. Работа проводилась на базе Учебно-технологического центра «ХАЛТЕК». Благодаря инжинирингу от компании «ХАЛТЕК», камазовцы сэкономят до 30% средств, которые пришлось бы потратить, если бы эту работу выполняли иностранные специалисты.
Одним из наиболее перспективных и амбициозных проектов «ХАЛТЕК» стало внедрение централизованного производства шарико-винтовых механизмов для нужд авиационной промышленности. Это разработка, которая предлагает авиационным заводам отказаться от собственного изготовления таких механизмов и передать эту работу компании «Авиастар-СП» или авиационному заводу «КАПО». Сейчас шарико-винтовые пары производит каждый из 7 авиационных заводов самостоятельно.
Предметом особой гордости компании «ХАЛТЕК» может стать инструмент собственной разработки. Недавно специалисты компании «Халтек» и с сотрудники Ульяновского государственного технического университета сравнили работу концевых фрез SGS серии ZAPCR (США) и «ХАЛТЕК» серии HFM. Это специальные фрезы для обработки высокопрочного сплава на основе титана. Они предназначены для обработки криволинейных поверхностей заготовки. В общем, «американец» продержался всего около 100 минут, а «россиянин» два часа резал титановый сплав и не потерял своих качеств. Это значит, что инструменты компании «ХАЛТЕК» могут стать своеобразной палочкой-выручалочкой для высокотехнологичных производств в условиях санкционных действий против России.
Еще одна важнейшая задача в вопросе импортозамещения и модернизации промышленности — кадры. Стране нужны научные сотрудники и инженеры, которые смогут полноценно создавать и обслуживать высокотехнологичные процессы. Нужен рабочий персонал с высокой культурой производства для изготовления качественной продукции. «Подготовка новых кадров должна вестись на новом оборудовании, в противном случае мы так и будем выпускать инженеров, отстающих от всего мира на поколение», - говорит директор «ХАЛТЕК» - «проблема российских инженеров сегодня заключается в том, что им зачастую негде освоить даже сугубо техническую составляющую своей профессии. В инженерных вузах стоят станки 30–50-летней давности».
Для изменения этой ситуации в компании «ХАЛТЕК» сделали два важных шага. Первый — создали свой Учебно-технологический центр обучения и повышения квалификации технологов-программистов и операторов наладчиков станков с ЧПУ. В нем уже прошли обучение более полутысячи человек из 40 заводов аэрокосмической отрасли. Второй шаг — на базе компании открыта кафедра «Инновационные технологии и механическая обработка» Ульяновского государственного технического университета, где обучаются магистры направления «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
В «ХАЛТЕК» верят в светлое будущее отечественной промышленности: «Время, конечно, потребуется – возможно, годы. Но это должны быть годы действия, а не ожидания перемен», - заключает Александр Храмов.