С какого возраста нужно учить ребенка пользоваться часами? Как это лучше делать? Нужно ли объяснять словами или задействовать наглядность?
Час, полчаса или пятнадцать минут - для малыша все это абстрактно и совершенно непонятно. До какого-то возраста ему это просто не нужно. Но если ребенок идет в детский сад, а тем более в школу, ему необходимо уметь ориентироваться во времени. А как этому научить? Все зависит от возраста.
Один год. Для таких крох время не имеет особого значения. Когда малыш занят чем-то интересным, даже несколько часов могут пролететь как одна минута. И наоборот. Если скучно, страшно, одиноко - даже несколько секунд представляются долгими часами. И это никак не соотносится с реальным временем.
Тем не менее, дети понимают, что когда темно, нужно идти спать, а когда светит солнышко - вставать с кровати. Обращайте внимание ребенка на эту закономерность. Поможет игра `день-ночь`. Вы говорите: `День`, и кроха бегает и весело играет. `Ночь` - и он должен притвориться спящим. Объясняйте малышу, что означает `вчера` и `завтра`. Для этого подбирайте доступные слова, приводите понятные ребенку примеры. `Вчера мы ходили в гости, ты помнишь? А завтра, после того, как ты проснешься и покушаешь, мы пойдем гулять`.
Два-три года. Дети замечают изменения в природе. Не забывайте объяснять, что такое времена года, чем они отличаются друг от друга. Разобраться поможет календарь, на котором вы будете регулярно отмечать прошедший день. И хотя малыш вряд ли быстро запомнит названия всех месяцев года, он должен понимать, что зимой холодно, а летом жарко, осенью желтеют и опадают листья, а весной появляется зеленая молодая травка.
Кроха уже хорошо понимает, что некоторые действия повторяются изо дня в день. В этом возрасте у него уже есть некоторые обязанности. Скажем, умываться и чистить зубы каждое утро.
Четыре-пять лет. Ребенок знает, что бывают рабочие и выходные дни. Сейчас уже можно учить названия дней недели. В этом вам помогут стихотворения, песенки и считалки. А чтобы процесс запоминания шел легче, постарайтесь выполнять что-то определенное каждый день недели. Например, в субботу вы ходите гулять в парк, в воскресенье выезжаете за город, в понедельник звоните бабушке. Запомнить названия месяцев детям обычно труднее. Начинайте с тех месяцев, которые будут ассоциироваться у крохи с чем-нибудь необычным. Например, с праздниками, с отдыхом у моря, с днем рождения. Отмечайте эти и другие важные даты на календаре, периодически проверяя, сколько времени осталось до заветной даты.
Шесть-семь лет. В начале обучения понятию `время` лучше всего показать ребенку песочные часы. Это будет нагляднее, чем следить за движением стрелок или за сменой цифр на электронных часах. А еще с помощью песочных часов легко договориться с малышом о том, что через пять минут он должен идти обедать или начинать убирать свои игрушки. Еще один способ - завести будильник.
Учить разбираться в часах нужно постепенно. Понять, сколько времени по электронным часам проще, но все равно малышу придется столкнуться и с механическими. Сделайте модель часов из картона, на которой рисунками будет обозначено время подъема, завтрака, обеда, ужина, прогулки, сна. Объясните разницу между часовой, минутной, секундной стрелками. Позвольте поиграть с настоящими настенными часами, чтобы было легче понять, как устроен механизм. Важный этап - покупка настоящих наручных часов. Малыш быстро научится определять по ним время, ведь ему скоро в школу, а значит, без этого умения никак не обойтись. По словам экспертов магазина часов RealWatch.ru, у ребенка повышается самооценка, когда сверстники замечают на руке модный аксессуар.
Попутно нужно знакомить ребенка с основами арифметики, развивать его логическое мышление. Уже после года можно учить кроху цифрам, используя игрушки, предметы в комнате, разучивая считалочки и стишки. Конструктор, пирамидки, кубики, паззлы - все это можно использовать для развития логики. Не забывайте о понятиях `много-мало`, `большой-маленький`, `длинный-короткий`. Все это тоже пригодится при изучении того, что такое время.