Уважаемые коллеги, добрый вечер!
24 декабря 2018 г., Москва
*МАРИНА БОРОВСКАЯ:** МЫ ДОЛЖНЫ ОТРЕАГИРОВАТЬ НА ЗАПРОС ОБЩЕСТВА С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ*
*24 декабря 2018 года были представлены результаты всероссийского социологического исследования "Восприятие онлайн-обучения в РФ", проведенного в рамках реализации приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ". Согласно результатам соцопроса, все целевые группы - студенты высших и средних образовательных организаций, преподаватели вузов и колледжей, а также бизнес-сообщество позитивно относятся к внедрению элементов онлайн-обучения в образовательный процесс.*
Согласно данным исследования, проведенного оператором ВЦИОМ по организации и проведению исследований в области брендинга и репутации, в среднем 87% студентов вузов и СПО, а также 76% преподавателей позитивно относятся к цифровым технологиям, позволяющим удаленно проходить обучение и тестирование.
При этом 62% студентов и 74% преподавателей слышали об образовательном портале-агрегаторе онлайн-курсов, созданном в рамках приоритетного проекта "СЦОС в РФ" (online.edu.ru), или проходили курсы на нём.
"В условиях цифровой экономики, когда страна ориентирована на новый технологический виток, нет, наверное, ни одной образовательной программы, где не нашли бы применения цифровые технологии и развитие IT-навыков у обучающихся. Это обязательное условие для подготовки любого специалиста. Например, визуализация - это канал, который нами до сих пор использовался условно, но в последние несколько лет мы стали активно внедрять его в процесс обучения. За счет визуализации процент остаточных знаний - тех, которые сохранились у студентов после успешного завершения всей программы обучения, составляет 92%, - подчеркивает *заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская*. - Наша задача, в первую очередь, сохранить те знания, которые являются основой российского образования - фундаментальные. Но сегодня пользуются большим спросом еще и прикладные знания, которые востребованы на конкретном производстве или в бизнесе. Мы, безусловно, должны отреагировать на запрос, который сложился в обществе, с помощью системного повышения качества онлайн-обучения. В данном исследовании мы видим оценку количественного состояния процесса внедрения цифровых образовательных инструментов. В будущем мы будем просить наших партнеров-экспертов заняться также качественной оценкой результатов реализации этих проектов".
Как свидетельствуют данные исследования, у 77% опрошенных преподавателей вузов и у 49% преподавателей колледжей имеется опыт участия в разработке онлайн-курсов или их составляющих.
"Результаты исследования продемонстрировали нам, что работа, поведенная за время реализации приоритетного проекта "СЦОС в РФ", дала нужный результат. В первую очередь, речь идет, безусловно, о повышении квалификации сотрудников образовательных организаций всех уровней. Например, наш Поволжский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения за неполный год обучил более тысячи преподавателей. Это говорит о высокой степени проникновения передового опыта внедрения методов онлайн-обучения. Ведь повышение квалификации в этой области во многом строится на раскрытии успешных кейсов от лучших экспертов-практиков", - говорит *председатель Координационного совета Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков*. - "Второе, что очень важно, начался процесс генерации онлайн-курсов выпускниками РЦКОО. Приведу такой пример: за неполный год в нашем Центре прошли обучение порядка 90 сотрудников Мордовского госуниверситета им. Огарева, ими создано шесть онлайн-курсов, доступных посредством ресурса "одного окна", более трех тысяч студентов вуза используют онлайн-курсы для освоения образовательной программы в рамках смешанного обучения".
Высок уровень доверия к онлайн-обучению и со стороны представителей бизнеса. Так, 73% опрошенных представителей компаний-работодателей положительно относятся к включению онлайн-технологий в образовательный процесс. 68% участвовавших в исследовании согласны с тем, что развитие онлайн-образования - одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профессионального образования.
"Очень интересные результаты исследования, которые подтверждают наши наблюдения. У нас много онлайн-курсов, размещенных на платформе GeekBrains, которая также подключена к ресурсу "одного окна". Мы видим, что интерес к онлайн-обучению со стороны студентов и представителей старших поколений повышается, а само оно уже нормально воспринимается обществом, - говорит *Сергей Марданов, директор по связям с университетами в Mail.Ru Group*. - Добавлю, как представитель работодателей, нам онлайн-курсы интересны тем, что они реагируют на изменения гораздо быстрее, чем традиционное образование. С учетом того, что экономика и технологии быстро развиваются, никто не знает, какие специальности могут потребоваться уже через пять лет. Но если разработка, апробация и утверждение образовательной программы может занять годы, то создание онлайн-курса - несколько месяцев. При этом можно тут же получить отклик от студентов и улучшить контент. То есть, максимум через полгода получается качественный продукт, который можно масштабировать на огромное количество слушателей.
Онлайн-курсы важны и с точки зрения продвижения брэнда компании-работодателя среди студентов. "Учись у лидеров и приходи к лидерам работать" - это сообщение очень важно для нас".
По данным глубинных интервью, проведенных в рамках исследования, представители работодателей отмечают массу достоинств, которые открывает перед ними и их сотрудниками онлайн-обучение. Наиболее часто компаниями упоминалось возможность одномоментного оперативного обучения большого количества сотрудников и возможность для компаний экономить средства путем обучения сотрудников без отрыва от работы. Бизнес также привлекает перспектива уменьшить дефицит кадров, благодаря большей доступности онлайн-образования.
*Контакты для СМИ:*
Пресс-служба "СЦОС в РФ"
e-mail: press@misis.ru
Тел.: +7 495 647 23 09
*Приоритетный проект в области образования "СЦОС в РФ"*
Паспорт приоритетного проекта в области образования "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Организатором реализации приоритетного проекта является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Проект нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования граждан России за счет технологий онлайн-обучения. В рамках реализации проекта создан и проходит апробацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу "одного окна". Проект "СЦОС в РФ" предусматривает профессиональную подготовку работников образовательных учреждений в целях повышения компетенций в области создания и использования обучающих онлайн-курсов. Увеличение количества доступных онлайн-курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов позволит к 2025 году обучить на онлайн-курсах 11 млн человек.
Исходя из этой задачи, были сформированы десять Региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО) на базе ведущих вузов страны: Балтийского, Дальневосточного, Сибирского, Южного федеральных университетов, Томского, Тюменского, Тульского государственных университетов, Поволжского государственного технологического университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в Севастополе.
С уважением,
*Анастасия Крамарева* *DNA Communications* +7 (499) 288 - 18 - 14 +7 (968) 681 - 28 - 21