Появился более точный метод диагностики рака молочной железы

Рак молочной железы, даже на его начальных стадиях, может быть обнаружен раньше и точнее, чем современные методы с использованием образцов крови и уникальной технологии, основанной на протеомике, согласно результатам исследования, проведенного Исследовательским институтом трансляционной геномики (TGen).

Патрик Пирротт, доктор философии, доцент и директор Совместного центра трансляционной масс-спектрометрии TGen, и международная группа исследователей разработали тест, который может обнаруживать бесконечно малые онкомаркеры рака молочной железы, которые попадают в кровоток из клеток, окружающих рак, известный как внеклеточный матрикс (ECM), согласно результатам их исследования, недавно опубликованного в научном журнале Breast Cancer Research.

На протяжении десятилетий врачи полагались на маммографию молочной железы для поиска рака в стремлении обеспечить профилактику, раннее выявление и снижение смертности. Но непреднамеренные последствия как ложноположительных, так и ложноотрицательных результатов этого неточного вида скрининга, включая осложнения после операции и сердечно-сосудистых заболеваний, а также ненужные биопсии того, что оказалось доброкачественными поражениями.

ECM — это сеть молекул, включая коллаген, ферменты и гликопротеины, которые обеспечивают структурную и биохимическую поддержку окружающих клеток, включая раковые клетки. На ранних стадиях рака эти белки и белковые фрагменты, образующие микроокружение опухоли, просачиваются в циркулирующую кровь.

"Наши данные подтверждают идею о том, что этот выброс компонентов ECM в кровоток, даже на самых ранних стадиях злокачественности, может быть использован для разработки специфической и чувствительной панели биомаркеров для улучшения выявления рака молочной железы", - сказал доктор Пирротте, старший автор исследования. "Используя высокоспецифичную и чувствительную белковую сигнатуру, мы разработали и проверили панель биомаркеров на основе крови, которые могли бы идентифицировать самые ранние стадии рака молочной железы и без ложноположительных результатов."

Чтобы установить эту белковую сигнатуру, исследователи использовали образцы крови 20 пациентов с раком молочной железы IDC и 20 женщин без рака, которые, тем не менее, имели положительные маммограммы, но доброкачественную патологию при биопсии. Эти результаты были сопоставлены с пятью группами людей с диагнозом других видов рака: яичников, легких, предстательной железы, толстой кишки и меланомы.

Поскольку количество молекул ECM в крови относительно невелико, исследователи полагались на протеомику и новые методы обогащения пробоподготовки, включая использование наночастиц гидрогеля, для точного обнаружения связанных с раком биомаркеров. Этот метод связывает белки из ECM, связанные с пролиферацией, миграцией, адгезией и метастазированием рака, или распространением рака из одной части тела в другую. Многие из этих белков никогда прежде не наблюдались в образцах крови.

"Результаты нашего исследования показывают высокую степень специфичности этих маркеров в качестве циркулирующих белков у больных раком молочной железы", - сказал Хятибен Патак, доктор философии, штатный научный сотрудник Совместного центра трансляционной масс-спектрометрии TGen и автор исследования. "Наши результаты оправдывают дальнейшие исследования с более крупными группами, чтобы оценить, улучшает ли эта панель биомаркеров положительную прогностическую ценность маммографии для выявления рака молочной железы."

Опубликовано: 10.02.2021